Вспомогательные материалы для подготовки к теоретическому экзамену по иаидо.

 

 

Содержание:

Японские числительные. 1

Важные термины, используемые в иаидо: 1

Ката Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй иаидо (сэйтэй иаидо): 2

Устройство катаны.. 4

Краткая история иаидо. 6

Школы корю (старые традиционные школы) иаидо. 7

Ката Мусо Синдэн Рю, раздел Содэн (Омори рю) 8

 

Японские числительные

 

Количественные числительные (используются при счёте во время тренировки)

Порядковые числительные (используются для обозначения номера ката)

1

Ичи

Иппонмэ

2

Ни

Нихонмэ

3

Сан

Самбонмэ

4

Си (ён)

Ёнхонмэ

5

Го

Гохонмэ

6

Року

Роппонмэ

7

Сичи (нана)

Нанахонмэ

8

Хачи

Хачихонмэ (хаппонмэ)

9

Кю

Кюхонмэ

10

Дзю

Дзюппонмэ

11

Дзюичи

Дзюиппонмэ

12

Дзюни

Дзюнихонмэ

 

Важные термины, используемые в иаидо:

 

Камаэ

Позиция, стойка (обеспечивающая эффективное ведение схватки).

Тибури

Очищение клинка, стряхивание крови.

Нукицукэ

Выхватывание меча из ножен и рез в одно движение.

Киритсукэ (кириороси)

Вертикальный нисходящий рез вперед; завершающий рез.

Ното

Возврат меча в саю.

Дзансин

Готовность (к схватке), «горящее сердце».

Мэцке

Пристальный взгляд.

Маай

Дистанция (между вами и противником).

Ки-кэн-тай-ити

Единство духа, меча, тела.

Вадза

Техника (использования меча и тела для эффективного ведения схватки).

 


Ката Дзэн Нихон Кэндо Рэнмэй иайдо (сэйтэй иайдо):

 

Номер

Название

Краткое описание содержания

1

(иппонмэ)

маэ («вперед»)

Ощущая агрессию сидящего напротив противника, опередить его, вынув меч и направив его в висок противника, а затем нанести ему прямо вперед режущий удар сверху вниз.

 

2

(нихонмэ)

усиро («назад»)

Ощущая агрессию противника, находящегося за спиной, опередить его, вынув меч и направив его в висок противника, затем нанести прямо вперед режущий удар сверху вниз.

3

(санбонмэ)

укэ нагаси («парирование»)

Противник сидит сбоку слева от вас, неожиданно поднимается и наносит режущий удар сверху вниз («кириороси»). Парировать удар с помощью «синоги» и нанести режущий удар сверху вниз наискосок до пояса (кэса-ни кириоросу).

4

(ёнхонмэ)

цука атэ («удар рукоятью»)

Ощущая агрессию двух противников, сидящих спереди и сзади, сначала ударить «цука-гасира» в «суйгэцу» сидящего напротив противника, затем пронзить в «суйгэцу» находящегося сзади противника, затем нанести режущий удар сверху вниз прямо перед собой по находящемуся впереди противнику.

5

(гохонмэ)

кэса гири («диагональный рез»)

В движении вперед встретить противника, замахнувшегося мечом и наносящего удар, обратным «кэсагири» вверх («гяку - кэсагири»), затем, перевернув меч, выполнить «кэсагири».

6

(роппонмэ)

моротэ дзуки («укол обеими руками»)

Двигаясь вперед и ощуитив агрессию находящихся спереди и сзади трёх противников, сначала нанести удар справа наискосок в лицо находящегося впереди противника, затем обеими руками («моротэ») пронзить его «суйгэцу». После этого нанести режущий удар сверху - вниз по находящемуся сзади противнику. Далее нанести режущий удар прямо сверху вниз по приближающемуся спереди третьему противнику.

7

(нанахонмэ)

санпо гири («рез в трех направлениях»)

Продвигаясь вперед и ощущая агрессию трёх противников, находящихся спереди, справа и слева, сначала нанести удар по голове противнику справа, затем прямо вперед режущий удар сверху вниз по противнику слева, а потом такой же удар по находящемуся впереди противнику.

 

8

(хатихонмэ)

ганмэн атэ («удар в лицо»)

Продвигаясь вперед и ощущая агрессию противников, находящихся спереди и сзади, сначала выполнить «цука-атэ» в лицо находящемуся спереди противнику, затем пронзить в «суйгэтсу» находящегося сзади противника, а затем режущий сделать режущий удар прямо по противнику, находящемуся спереди.

 

 

9

(кюхонмэ)

соэтэ дзуки («укол с поддержкой рукой»)

Продвигаясь вперед и ощутив агрессию противника слева, опередить его, нанеся молниеносный удар наискось справа налево и затем пронзить противника в область живота приемом «соэтэ» (с поддержкой руки).

10

(дзюпонмэ)

сихо гири («рез в четырех направлениях»)

Продвигаясь вперед и ощутив агрессию противников с четырёх сторон, захватить инициативу, вначале выполнить «цука атэ» по правому кулаку, находящегося впереди справа противника, готовящегося вынуть меч, затем пронзить в солнечное сплетение противника сзади слева; после этого противника впереди справа, потом противника сзади справа, а затем противника впереди слева последовательно поразить режущим ударом сверху вниз прямо перед собой.

11

(дзюиппонмэ)

со гири («все резы»)

Продвигаясь вперед вы ощущаете агрессию противника, находящегося перед вами. Перехватив инициативу, вы наносите удары: по лицу наискось слева направо, затем по правому плечу, затем по левому боку; после чего горизонтально поперек живота и завершаете фронтальным «кириороси».

12

(дзюнихонмэ)

нуки ути («внезапный удар»)

Противник находится перед вами и внезапно бросается на вас с мечом. Выхватывая меч вверх («нукиагэ»), вы отступаете назад так, что удар противника прошелся по воздуху. Затем фронтально выполняете «кириороси» и побеждаете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство катаны

Ниже приводятся названия основных частей клинка, ножен и рукояти в русской и латинской транслитерации с краткими пояснениями.

 

 

1

тосин

(toshin)

клинок

2

накаго

(nakago)

хвостовик клинка

3

мэй

(mei)

подпись кузнеца на хвостовике

4

мэкугиана

(mekugi ana)

отверстие в хвостовике для крепления рукояти при помощи штырька мэкуги

5

хамати

(ha machi)

засечка на клинке со стороны лезвия

6

мунэмати

(mune machi)

засечка на клинке со стороны мунэ

7

мунэ

(mune)

обух клинка

8

синогидзи

(shinogiji)

плоскость между ребром синоги и обухом; на плоскости синогидзи часто присутствует выемка хи (hi)

9

синоги

(shinogi)

продольное ребро

10

хира

(hira)

плоскость лезвия; также называется дзи (ji)

11

хамон

(hamon)

граница линии закалки

12

якиба

(yakiba)

закаленнкая часть клинка; также называется ха (ha), лезвие

13

ха

(ha)

лезвие; непосредственно режущая кромка называется хасаки (ha saki)

14

моноути

(mono uchi)

ударная часть клинка, примерно 15-20 см. от киссаки

15

ёкотэ

(yokote)

поперечное ребро, отделяющее острие от собственно клинка

16

мицугасира

(mitsu gashira)

точка, в которой сходятся синоги, ёкотэ и косиноги

17

косиноги

(ko shinogi)

продольное ребро на острие

18

киссаки

(kissaki)

острие

19

боси

(boshi)

закаленная часть острия

 

 

 

1

цука

(tsuka)

рукоять меча

2

цукагасира

(tsuka gashira)

навершие рукояти

3

цукамаки

(tsukamaki)

оплетка рукояти тесьмой цукаито (tsuka ito)

4

самэгава

(samegawa)

кожа ската, которой обматывается рукоять под цукаито

5

мэнуки

(menuki)

украшение рукояти

6

мэкуги

(mekugi)

штырь, фиксирующий рукоять на клинке

7

футиганэ

(fuchi gane)

муфта на рукояти

8

цуба

(tsuba)

гарда

9

сэппа

(seppa)

шайбы, фиксирующие гарду с обеих сторон

10

хабаки

(habaki)

муфта на клинке

11

сая

(saya)

ножны

12

коигути

(koiguchi)

устье ножен

13

куриката

(kurikata)

выступ для крепления шнура сагэо

14

сагэо

(sageo)

шнур на ножнах

15

кодзири

(kojiri)

закрытый конец ножен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая история иаидо

    "Отцом" Иаи считается Хаясизаки Дзинсуке Сигенобу, живший во второй половине XVI века. Об этом человеке точно известно немногое, несмотря на обилие непроверенных и расплывчатых легенд. Так, согласно одной из них, во время щугио (аскетического периода суровых тренировок) молодой Хаясизаки достиг просветления и создал Иаи, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Однако, более глубокие исследования показывают, что скорее всего Хаясизаки не был первым человеком, разработавшим Иаи. Старые рю (школы), такие как, например, Тенсин Соден Катори Синто-рю, Такеноучи (или Такеучи) рю и другие старые системы, преподавали Иаи задолго до Хаясизаки. Тем не менее, именно Хаясизаки Дзинсуке, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ Иаи. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории Иаи, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаясизаки считается основателем системы Иаи клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синден-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю. Хаясизаки Дзинсуке также вдохновил развитие Хоки-рю, Тамия-рю, Дзюсин-рю, Хаясизаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.
     Если и существовали великие мастера фехтования после периода Мэйдзи и мастера Тессу Ямаока, то, пожалуй, титул "святой меча" (кенсей) можно отнести к Накаяма Хакудо, удивительному преподавателю Будо. Хотя, конечно, Хакудо был не одинок в своих усилиях, многие другие мастера тоже внесли весомый вклад в развитие современного кендо.
     Во время периода Мэйдзи (1868-1912) Хакудо проживал в бывшей провинции Тоса, где и обучался Иаи. В основном он изучал школу Эйсин-рю у Хосокава Есимаса и Моримото Укуми. На основе полученных им знаний Хакудо разработал Мусо Синден-рю, названное им так в 1934 году. Вместе с мастерами Эйсин-рю Хакудо стал открыто обучать некогда секретному искусству Иаи. Незадолго до Второй Мировой Войны Бутокуден - официальное объединение школ Воинских Искусств Японии - признал систему данов в Иай.
     Послевоенный запрет на практику Воинских Искусств остановил развитие Иаи до 1953 года. Затем Иаи была отнесена к ведению Всеяпонской Федерации Кендо (Zen Nihon Kendo Renmei), с системой данов (с первого по десятый) и званиями Ренси, Кеси и Ханси, как в Кендо. Однако проблема состояла в том, что поскольку практиковались различные классические школы Иаи, не существовало единого способа присваивания ранга. Как, например, можно было сравнить человека, выполняющего ката Хоки-рю с исполняющим ката Мусо Дзикиден Эйсин-рю? Кроме того, мастера Кендо и Иаидо стали поощрять занимающихся Кендо на изучение Иаи, чтобы понять механику настоящего меча. Однако, поскольку изучение старых школ занимало десятки лет, каким образом возможно было научить энтузиаста Будо, живущего в занятом современном мире, базовым, вводным приемам Иаи? В конце концов было найдено решение, возможно не идеальное, но с которым согласились все. Оно состояло в том, чтобы разработать новую систему Иаи, как базовое введение в искусство и как основу для присвоения данов. Единственной альтернативой этому было вменить изучение какого-нибудь одного рю всем практикующим Иаи, что, разумеется, было невозможно, так как ни одна из существующих школ не согласилась бы быть поглощенной другой.
     Двенадцати ведущим мастерам Иаи было поручено разработать эту стандартную систему на основе собственных классических школ. Они встретились в Будокане в Токио и, путем компромисов, изменений и слияний собственных форм, стали работать над этой задачей.
     В мае 1969 года на фестивале Воинских Искусств в Киото, проводившемся в старом здании Бутокуден, были представлены первые Сэйтэй Иай Ката. Они состояли из первых семи ката, созданных на основе измененных техник классических школ Иаи. Первые две ката, Мае и Усиро, пришли из из Омори-рю. Третья, Укенагаси, была разработана на основе сходных ката Омори-рю и Мусо Дзикиден Эйсин-рю. Четвертая ката, Цука Ате, схожа с техниками тате хидза Эйсин-рю. Следующая ката, Кеса Гири, пришла из Хоки-рю. Ката Мороте Дзуки основа на аналогичных техниках многих различных школ Иаи.

Школы корю (старые традиционные школы) иаидо.

Мусо Синден Рю

Системы: иаидзютсу/кендзютсу (одачи)

Дата основания: поздний период Муромати  (приблизительно 1590год)

Основан: Хаясизаки Дзинсуке Сигенобу (основатель); Накаяма Хакудо (Хиромити), реформатор

Глава школы в настоящее время: нет главы  школы

Представлен: на всей территории Японии; главные центры в Токио, Сайтама, Канагава.

 

Мусо Дзикидэн Эйсин Рю

Системы: иаидзютсу/кендзютсу (одачи)

Дата основания: поздний период Муромати  (приблизительно 1590год)

Основан: Хаясизаки Дзинсуке Сигенобу, приблизительно 1542-1621

Глава школы в настоящее время: есть несколько линий передачи, старшие представители которой утверждают, что являются главами школы или обладают большим авторитетом. Сложно, если не невозможно определить, чьи претензии обоснованы.

Представлен: на всей территории Японии, со многими школами в области Кансай.

 

Хоки Рю

Системы: иаидзютсу, кендзютсу (одачи)

Дата основания: поздний период Муромати (приблизительно 1590г.)

Основан: Катаяма Хоки-но-Ками Хисаясу

Глава школы в настоящее время:: есть несколько линий передачи, старший - вероятно Нивата Михо.

Представлен: прежде всего в Осаке, области Кансай, Кумамото и Хиросима.

 

Мугаи Рю

Системы: иаидзютсу/кендзютсу (одачи)

Дата основания: 1695

Основан: Тсуджи Гаттан Сэкимоти

Представлен в: Хиого, Ямагучи, Токио.

 

Такеноучи Рю

Системы: дзю-дзютсу (торите, коши но мавари, когусоку); хаде; бодзютсу (рокусяку бо, дзё); кендзютсу (одачи, кодачи, танто, айкучи/кайкен); иаидзютсу (одачи, кодачи, танто, айкучи/кайкен); ходзодзютсу (хобаку); нагинатадзютсу; тессендзютсу; саккатсухо.

Дата основания: поздно период Муромати (1532)

Глава школы в настоящее время: Такеноучи Тоичиро Хисамунэ, 14-ый глава школы

Такеноучи Тоджуро Хисатаке, 13-ый соденк,

Представлен в: Префектура Окаяма

 

Тамия Рю

Системы: иаидзютсу (одачи)

Дата основания: приблизительно 1590 г.

Основан: Тамия Хеибеи Наримаса

Глава школы в настоящее время:  Тсумаки Сеирин , глава школы14-го поколения,

Представлен в Канагава.

 

Синкагэ-рю

 

 Суйо-рю

Ката Мусо Синдэн Рю, раздел Содэн (Омори рю)

Название

Краткое описание содержания

1.Сёхатто:

 

Вы и противник сидите напротив друг друга на расстоянии ~1,5 метров. Почувствовав агрессию противника, вы вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар поперек корпуса или лица. Затем наносите ему режущий удар прямо вперед сверху вниз.

 

 2. Сато:

Противник сидит слева от вас на расстоянии ~1,5 метров, лицо обращено в одну с вами сторону. Почувствовав агрессию противника, поворачиваетесь к нему, вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар поперек корпуса или лица. Затем наносите ему режущий удар прямо вперед сверху вниз.

 

3. Уто:

Противник сидит справа от вас на расстоянии ~1,5 метров, лицо обращено в одну с вами сторону. Почувствовав агрессию противника, поворачиваетесь к нему, вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар поперек корпуса или лица. Затем наносите ему режущий удар прямо вперед сверху вниз.

 

4. Атарито:

Противник сидит сзади, за вами, на расстоянии ~1,5 метров, лицом к вашей спине. Почувствовав агрессию противника, в одно движение поворачиваетесь к нему, вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар поперек корпуса или лица. Затем наносите ему режущий удар прямо вперед сверху вниз.

 

5. Инъё:синтай

Вы и противник сидите напротив друг друга на расстоянии ~1,5 метров. Почувствовав агрессию противника, вы вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар поперек корпуса или лица (как в сёхатто). Но результат недостаточный, противник старается уйти. С шагом вперед левой ногой вы встаете и наносите ему режущий удар прямо вперед сверху вниз.

Затем начинаете вкладывать меч, приседая на пятки.

Второй враг нападает на вас в этот момент. Вы с отшагом назад делаете горизонтальный рез поперек его живота и затем наносите режущий удар прямо вперед сверху вниз.

 

6. Рю:то:

Противник сидит слева от вас на расстоянии ~1,5 метров, лицо обращено в одну с вами сторону (или он подходит слева). Он встает и атакует вас ударом сверху вниз.

Вы блокируете удар своим мечом, уходите вперед с линии атаки и с поворотом влево наносите удар по левому боку противника (над сая).

 

7. Дзюнто:

Это действия ассистента (кайсяку) во время совершения самураем сеппуку.

Сядьте в сэйдза в 50-60 см за спиной и в двух шагах слева.  Дождитесь должного времени для ассистирования и с шагом вперед нанесите вертикальный режущий удар.

Так как нет врага, все действия выполняются не спеша.

 

8. Гякуто:

Враг нападает спереди с режущим ударом прямо вперед сверху вниз. Вы с отшагом назад парируете его меч так, что он соскальзывает слева; и без промедления возвращаетесь назад с ударом по лицу противника.
Враг пытается уйти назад, вы преследуете его и наносите режущий удар прямо вперед сверху вниз. Затем завершаете с уколом в грудь противника.

9. Сэйтю:то:

Враг подходит и нападает справа ударом из дзёдан-но-камаэ. Вы в одно движение поворачиваетесь к нему, вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар поперек рук противника. Когда он пытается уйти, вы преследуете его и наносите режущий удар прямо вперед сверху вниз.

 

10. Коранто:

 

Вы и противник находитесь напротив друг друга. Почувствовав агрессию противника, вы вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар поперек груди. Когда он пытается уйти, вы преследуете его и наносите режущий удар прямо вперед сверху вниз.

Это единственный ката в Сёдэн, который выполняется из положения стоя.

 

11. Инъё:синтай каэтэвадза

 

Вы и противник сидите напротив друг друга на расстоянии ~1,5 метров. Почувствовав агрессию противника, вы вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар поперек корпуса или лица. Но результат недостаточный, противник старается уйти. С шагом вперед левой ногой вы встаете и наносите ему режущий удар прямо вперед сверху вниз.

Затем начинаете вкладывать меч, приседая на пятки. До этого момента всё как в Инъё:синтай).

Противник находит силы и атакует вас ударом по ногам справа. Вы блокируете этот удар и затем наносите режущий удар прямо вперед сверху вниз.

 

12. Нукиути (батто:)

 

Вы и противник сидите напротив друг друга на небольшом расстоянии. Почувствовав агрессию противника, вы быстро вынимаете меч из ножен и наносите противнику режущий удар прямо вперед сверху вниз.

 

Для подготовки материалов использовались методические руководства ZNKR и специализированные интернет-ресурсы.

 

 

г. Новосибирск.

 

 

домой